Проведение свадьбы в мусульманских традициях

Свадебный Журнал Казани На свадьбе

Организация праздников, свадеб в Казани

 

Характерной чертой традиционных свадебных обрядов являлось то, что основная свадьба проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение. Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлеба, определенное количество тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство чак-чак. Нередко все это складывали в особый сундук.

Вместе с ними приезжали две-три пары особо приглашенных. Это близкие родственники жениха — его старшие брат, сестра или тетка, дядя. Они так¬же везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали родители невесты.

Сторона невесты была представлена близкими родственниками, которые в основном помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносили с собой угощение, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах, для чего приглашали муллу. В книгу регистрации брака он записывал условия заключения брака, куда входили калын, продукты или их стоимость, которые были уже переданы стороне невесты. Особо записывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии. Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.

После никах начиналось застолье. Характерны определенный набор свадебных угощений и устойчивый порядок их подачи на стол. Обязательными были суп-лапша на мясном бульоне, большой круглый пирог, выпекаемый на сковороде. Затем подавалось мясо с отварным картофелем. В завершение стол накрывали к чаю: выставляли различные печеные изделия, сладости, мед.

Свадебное застолье от других отличало то, что начинали его с выноса меда и масла. Угощаясь, присутствующие клали деньги, которые передавали молодой. После же подачи мяса на стол выносили угощение, принесенное родственниками. Это снова мясо, печеные изделия. Иногда таких угощений было до десятка. Затем подавали угощения, привезенные сватами.

Во время чаепития обязательным свадебным угощением был чакчак. На стол чакчак ставили целым, а затем нарезали небольшими кусочками.

Свадебное угощение сопровождалось неоднократными одариваниями не только молодых, но и участников свадьбы.

Так в общих чертах проходила свадьба в доме невесты.

Свадьба в доме жениха, как правило, устраивалась позже, и срок этот зависел от длительности проживания молодой в доме своих родителей.

Все последующие обряды можно отнести к послесвадебным, так как никах туй являлся основным моментом, санкционирующим совместную жизнь молодых. Здесь выделяются следующие обряды: встреча молодого в доме невесты, первая брачная ночь, последующее периодическое посещение своей жены в ее доме, переезд в дом мужа. Если в предсвадебных, свадебных обрядах молодожены почти не участвовали, то в послесвадебных - они основные действующие лица.

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха. Этот момент был очень важен, потому что нередко являлся вообще первой встречей молодых, и от него в немалой степени зависела вся последующая их совместная жизнь. Поэтому так тщательно готовили специальное помещение для молодых - белая клеть, хотя обычно для них освобождали одну половину дома Ее украшали самыми нарядными вещами из приданого.

Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Стелила ее жена старшего брата невесты, удачливая в семейной жизни, либо ее две-четыре подруги, семьи которых считались счастливыми. Стелили две перины. Кровать отгораживали специальной занавеской. У тех, кто был позажиточнее, вся постель занавешивалась пологом. После того как постель была готова, на ней валяли ребенка либо счастливую семейную пару, с пожеланием хорошего потомства молодым, счастливого супружества.

Жениха привозили под вечер двое-трое юношей или молодых мужчин - родственников невесты. Его сопровождали друзья.

В дом они могли попасть только после уплаты выкупа. Обычно, держась за дверную ручку, стоял мальчик, приговаривая: " Дверная веревка стоит один алтын, а наша сестра — тысячу алтын". Ему вручали подарок - ножичек, немного денег. Нередко, заходя в дом, иногда во двор, жених разбрасывал конфеты, орехи, монеты. Все встречающие бросались их собирать, пропуская его.

Если жених приезжал со свитой, то гостей угощали. Затем молодых оставляли одних.

Регистрация брака. Выше уже отмечалось, что регистрация брака среди татар долгие годы практически не имела значения для начала совместной жизни молодоженов, оставалась в какой-то мере формальным актом, к исполнению которого прибегали лишь по мере необходимости (регистрация ребенка, получение какого-нибудь документа и т.д.).

Внедрение ритуала торжественной регистрации брака, а затем его законодательное закрепление способствовали тому, что регистрация брака стала не только обязательным актом, но и важной составной частью свадебной обрядности. Проводится она в первый день свадьбы, как правило, предваряя основные свадебные торжества. Таким образом, осознана важность, значимость, необходимость государственного акта регистрации брака. И наконец, пришло в соответствие время проведения этого акта с началом совместной жизни.

Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыкантов. Нередко сюда приезжают и их родители. Едут обязательно на автомашинах, украшенных яркими лентами, воздушными шарами, на подводах вне зависимости от дальности пути.

Из-за отсутствия ритуала, в полной мере отвечающего требованиям действительно торжественного акта, сами молодожены продолжают поиск эмоциональных форм.

Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного деления участников.

Свадебное застолье для пожилых проводится как в доме невесты, так и в доме жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья - без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд. До начала трапезы или перед подачей чая выносят на общее обозрение все принесенные сватами и другими гостями угощения.

По-прежнему почетным, желательным, повсеместно распространенным явля¬ется угощение, состоящее из пары гусей, чакчака, сладких пирогов или пары пышных белых хлебов - калач. В таком ассортименте готовят угощение родители молодых. Близкие родственники приносят угощение по своему усмотрению чакчак, сладкие пироги, различные торты и т.д. Угощения, их количество рассматриваются как выражение уважения тому дому, где проводится свадьба, как пожелание безбедной жизни молодой семье. Продолжает сохраняться и порядок подачи блюд, каким он был в данной местности в традиционном быту. Следует отметить, что застолье для пожилых в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно снова стали называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания никах, причем в нем актив¬но участвуют сами молодожены. Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.

Свадебное застолье для гостей среднего возраста - туй - основное, главное. На него приглашают самое большое количество гостей. В городах же чаще всего устраивают эту свадьбу в помещении ресторана.

Характерные особенности свадьбы сложились еще в 1930-е годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок. Однако к настоящему времени сформировались новые черты. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ним сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочис¬ленных игровых моментов. Одни из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны, другие - из практики массовиков-затейников. Это различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом. Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Не всегда сохраняется порядок подачи блюд, да и сами блюда часто не традиционны, либо наряду с традиционными блюдами, обязательными для татарских застолий, в том числе свадебных (суп-лапша, балиш, отварное мясо, затем чаепитие со сладостями, печеными изделиями), широко бытуют новые блюда - различные салаты, закуски, фрукты.

Однако и на этой свадьбе одним из интересных моментов остается вынос принесенных на свадьбу угощений, или чакчака невесты. В зависимости от местной традиции разрезающий его забирает себе подарок, положенный невестой поверх него (платок, отрез на платье и т.д.), и кладет ответный. С этого начинается одаривание молодых. В других случаях одна из гостей, бойкая на язык, голосистая, выходит с подносом для сбора подарков. Подарки очень разнообразны. Иногда это крупные подарки, которые покупаются вскладчину: мебель (диван, софа, шифоньер и т.д.), бытовая техника (холодильник, пылесос), ковры и др. Многие, особенно мужчины, кладут деньги. Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Эти дары стороны передают друг другу после праздника, в более спокойной обстановке. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют, в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю короткие песни, куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют пляски, танцуют, проводят различные игры.

Третий вид свадебного застолья - свадьба для молодежи - яшьлэр туе. Она проводится по образцу основной свадьбы, правда, возраст участников предопределяет известную упрощенность застолья. Ход веселья напоминает вечеринку, так как в ней отсутствуют специальные обрядовые моменты. Молодожены со своими свидетелями сидят в центре свадебного стола. Они активные участники веселья. Особая свадьба для молодежи проводится в тех случаях, когда размер помещения не позволяет пригласить всех гостей одновременно.

Важными являлись обряды, связанные с подготовкой и проведением первой брачной ночи. Сейчас этим обрядам не придается большого значения. Возрождается обычай оставлять небольшой подарок или деньги для тех, кто стелил брачную постель. Если в прошлом это делал обязательно молодой, то сейчас подарок может быть приготовлен молодоженами сообща или одним из них.

Если Вы хотите, чтобы свадебное застолье в Казани прошло весело и стало запоминающимся, то вам не обойтись без профессионального тамады. Загляните на страничку нашего сайта "Тамада в Казани - ведущие, артисты, музыка".

мусульманские традицииниках 

14.04.2009, 14482 просмотра.